Среда, 22.01.2025, 22:19
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 29 » Хомяков как основоположник славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ
    05:20

    Хомяков как основоположник славянофильства. СЛАВЯНОФИЛЫ





    хомяков как основоположник славянофильства
    СЛАВЯНОФИЛЫ

    Сторонники и последователи славянофильства — направления в русской философской и общественной мысли 40-х–60-х гг. ХIХ в. Выступали за признание принципиально отличного от западноевропейского пути развития России, утверждали самобытность ее духа и исключительность ее исторического предназначения, отстаивали идею единства и уникальности славянского мира.


    Славянофильство, как и противостоящее ему западничество, возникло в атмосфере споров об исторической судьбе и идентичности России, которые разгорелись в стране после публикации в 1836 г. первого, «философического письма» П.Я. Чаадаева, который утверждал, что, обособившись от католического Запада, русские ошиблись насчет настоящего духа христианской религии, хотя и подчинились ее закону: Россия не собрала всех плодов христианства — достижений науки, культуры, цивилизации. Чтобы достичь успехов, подобных европейским, Россия должна была, по Чаадаеву, принять социально-преобразовательные идеи католицизма и пройти все этапы европейской истории, а не просто подражать Западу. С этими идеями горячо спорили В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, А.С. Пушкин, а император Николай I высочайше объявил Чаадаева сумасшедшим. Со временем взгляды философа изменились кардинально — он признал благотворное влияние православия на дух и душу русского народа, а прогресс и предназначение России увидел в заботе об интересах человечества. Таким образом, идеи Чаадаева стимулировали развитие в России как западнических, так и славянофильских концепций истории России.
    Оформление славянофильства как философского направления связывают с опубликованием статьи поэта и публициста А.С. Хомякова «О старом и новом» (1839 г.) и ответной статьи критика и публициста И.Е. Киреевского «В ответ Хомякову» (1839 г.). Авторы этих статей и считаются основоположниками славянофильства. Их единомышленниками с самого начала были фольклорист и археограф П.В. Киреевский и общественный деятель и издатель А.И. Кошелев. Затем в круг славянофилов вошли сыновья писателя С.Т. Аксакова — историк и поэт К.С. Аксаков и публицист и общественный деятель И.С. Аксаков, а также философ Ю.Ф. Самарин и др. Близкими к славянофилам были: историк и писатель М.П. Погодин; филолог академик С.П. Шевырев и поэт Н.М. Языков.
    Философские взгляды славянофилов восходят к учению Отцов Церкви (греческой) и к немецкому классическому идеализму (Ф.М. Шеллинг). Свою цель славянофилы видели в том, чтобы обосновать идею самобытности российского общества, специфичности его исторического развития. Самобытность русского пути связывали с православием как с единственной, по их мнению, истинно христианской религией, так как именно православие смогло сохранить и развить в российском обществе соборное начало (собор) как религиозное и социальное единение людей, основанное на христианской любви. Этот добровольный коллективизм как духовная свобода и как братство людей во Христе помогает понять сущность человека и познать истину. «Живую цельность» православия славянофилы противопоставляли «авторитаризму» католичества и «индивидуализму» протестантства.
    «Русскую соборность» связывали не только с церковной идеей, но и с национальными формами социально-производственной деятельности русских — с крестьянской (см. крестьянин) общиной, с артелью и т. д. — то есть с коллективным трудом. Именно соборность, по мнению славянофилов, позволяет русскому человеку сохранить тот целостный дух, который неотделим от веры и способен обеспечить истинное познание. В утрате индивидуумом целостности славянофилы видели кризис западноевропейской цивилизации. Идеальным им представлялось государственное и общественное устройство допетровской Руси. Реформы Петра I славянофилы не одобряли. Выступая за сохранение и укрепление монархического правления в России, они считали монархию, дополненную созывом Земского собора, единственной необходимой и возможной в России формой правления.
    Славянофилы были сторонниками отмены крепостного права в России с помощью реформ «сверху». Некоторые из них принимали непосредственное участие в комиссиях по подготовке реформ Александра II. После освобождения крестьян в 1861 г. славянофильство как самостоятельное течение постепенно прекращает свое существование. Под его влиянием складываются близкие ему по идеям «почвенничество» и позднее (со второй половины ХIХ в.) — панславизм, противопоставлявший Западной Европе уже не только Россию, но весь славянский мир. К началу XX в. национально-патриархальная идеология славянофильства окончательно теряет свое значение. Но соборно-религиозные идеи славянофилов продолжают жить в религиозном варианте «русской идеи», выдвинутой философом и историком В.С. Соловьевым. Особую роль славянофильские идеи сыграли в развитии отечественной филологии, истории, этнографии, фольклористики.
    В советскую (см. Советский Союз) эпоху, на фоне действительно уникального исторического пути России в это время, споры славянофилов и западников внутри страны теряли смысл. За пределами СССР некоторые идеи славянофильства в 20-е–30-е гг. XX в. оживают в концепциях евразийства, утверждавшего, что русские люди и «Российский мир» — не суть ни европейцы, ни азиаты, но евразийцы (Н.С. Трубецкой), что все народы и все культуры равноценны, что именно своеобразие культуры есть ее основная ценность.
    В постперестроечной (постсоветской) России (см. перестройка) проблемы, разделявшие славянофилов и западников, вновь стали актуальными. Современные славянофилы, как и их исторические предшественники, связывают специфику исторического развития России и ее обновление с развитием духовных, в первую очередь религиозных, и нравственных начал. Именно эти начала были, по их мнению, деформированы в годы советской власти. В классической славянофильской триаде «самодержавие — православие — народность» современные сторонники этих идей делают основной упор на православии. Эта тенденция совпадает с объективными процессами возрождения религиозной жизни, в том числе и православной, в современной России. Но эта же тенденция стимулирует дискуссии славянофилов с современными западниками, которые выступают за более интенсивное вхождение России в систему международных правовых, экономических отношений западного образца.
    В русской литературе идеи славянофилов наиболее ярко выражены в стихотворении Ф.И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
    В советской культуре (литературе) предперестроечных (см. перестройка) десятилетий национально-патриархальные идеалы славянофилов своеобразно отразились в произведениях так называемой «деревенской прозы» советских писателей — В.И. Белова, Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина.
    А.С. Хомяков. Автопортрет. 1830-е гг.:

    Портрет И.В. Киреевского. Неизвестный художник. 1830-е гг.:

    Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.



    Источник: lingvostranovedcheskiy.academic.ru
    Просмотров: 2259 | Добавил: repend | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0