История российского флага
Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Первейшей побудительной причиной к возникновению знамен следует считать военное дело. Знамена родились как вполне утилитарное средство: длинный, броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем. Таким образом, знамя обозначало место откуда исходят приказы, помогало поддерживать равнение в бою, указывало пункт, вокруг которого бойцам следует сплачивать ряды, направление, в котором следует двигаться воинам.
Вполне служебное значение знамени было, одновременно, и первостепенно важным. Залогом победы в бою, как в первобытные времена, так и сегодня, в пору электронных технологий, служит дезорганизация неприятеля – лишение врага способности действовать сплоченно, осмысленно, под единым командованием. В этой связи с тех пор, как знамена появились на полях сражений, центральным событием любого боя стала борьба за знамя. Пробиться к неприятельскому знамени и захватить его в большинстве случаев означало выиграть битву: когда знамя бывало повергнуто, воины лишались своего главного руководящего знака, а полководец, обычно находившийся у знамени, если знамя оказывалось захвачено, чаще всего погибал или попадал в плен. В этой связи, знамена с древнейших времен стали считаться самым желанным и достойным трофеем, потеря знамени – высшим воинским позором, а охрана знамени – одной из важнейших задач военного дела. Возле знамен обычно располагались самые опытные и закаленные воины, а некоторые из них не имели вовсе никаких боевых задач, кроме ношения знамени и его защиты.
Война является самой загадочной и непредсказуемой стихией из тех, с которыми сталкивается человек. Исход войны, сражения всегда зависит от случайного стечения обстоятельств, многочисленных, подчас невероятных превратностей судьбы. Храбрость, мужество, воинская опытность, предусмотрительность, преимущество в численности войска и его вооружении вроде бы должны служить залогом военного успеха, но неисчислимы случаи когда несколько сотен человек побеждали многие тысячи, когда вооруженные чем попало и ни разу не бывавшие в битве воины громили опытных и великолепно вооруженных профессионалов, когда тот, кто десятилетиями не знал поражений, вдруг оказывался разбит тем, кто несчетные годы не ведал побед. В этой связи, люди, когда дело касалось войны, всегда с особым старанием искали помощи высших сил, тех сил, которые, как считалось в той или иной культуре, определяют человеческие судьбы, решают исход событий нашей жизни. Редко случаются молитвы столь страстные и искренние, как молитвы воинов перед боем. Мало кто берет с собой столько оберегов, амулетов, святынь, как воин, отправляющийся в сражение.
Вполне естественно, что существовали святыни и общие, те, которые, как считалось, оберегают все войско, обеспечивают помощь высших сил всем его бойцам. Такие святыни также брали с собой в бой, и носителем этих святынь, естественно, становилось знамя – самый важный и наиболее тщательно оберегаемый предмет воинского обихода. Древнейшие знамена – знамена первобытных народов – представляли собой шесты с тотемными знаками (изображениями или частями тел животных, считавшихся покровителями племени), изображениями различных духов и божеств, или их символами, различными амулетами. Известны случаи, когда в качестве знамен использовались прикрепленные к шестам трупы или мумии вождей, прославившихся при жизни воинскими победами – считалось, что мертвый вождь поможет воинам из загробного мира, – или насаженные на шест части тел (например, головы) врагов – в знак того, что победа прошлая поможет победе будущей.
Таким образом, уже в доисторические времена знамена становятся святынями. Их окружают почетом и охраной не только потому, что это необходимо в бою, но и потому, что знамя служит духовной ценностью, вызывает почитание само по себе, является предметом мистическим, помогающим победе, а потому заслуживающим почестей не только в военную пору, но всегда.
С течением времени, композиции знамен развивались и усложнялись. Долгие века знамена строились как комбинация неподвижных предметов, закрепленных на длинном шесте. Сравнительно поздно, к шестам-знаменам начали крепить легкие, развевающиеся по ветру материалы – волосы (чаще всего конские хвосты), ленты, и, наконец, ткани. Прикрепленный к шесту отрез ткани получил название «полотнища» (от глагола «полоскать», «полоскаться» - то есть развиваться, реять по ветру) и, по прошествии многих веков, стал рассматриваться как главная часть знамени.
Раньше всего знамена с полотнищами появились в Китае, где культура таких знамен была известна задолго до нашей эры. В другие части света знамена с полотнищами проникли много позже. В Европе знамена с полотнищами получают распространение в X-XII веках. Ранние европейские знамена довольно четко распадаются на две группы: гербовых знамен (то есть знамен, построенных на основе герба владельца знамени) и церковных знамен (то есть знамен, на которых изображались символы христианской веры). И те, и другие знамена активно применялись на полях сражений, а в силу своей духовной и воинской значимости, окружались почестями и в мирное время.
Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. А комплекс почитания знамени привел к тому, что знамя рассматривалось как святыня – то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.
Историческая эпоха, которую мы называем Средневековьем, завершилась в XV-XVI вв. в пору формирования централизованных европейских государств. Соперничество между новыми – крупными – государствами разворачивалось не только на суше, но и на море. Военные флоты нуждались в опознавательных знаках и воинских святынях не менее остро, чем сухопутные армии. Однако специфика действий на море привела к тому, что на флоте оказалось совершенно невозможно пользоваться главными воинскими символами – знаменами. Во-первых, пестрые, многофигурные композиции знамен не распознавались с большого расстояния, а на море это было крайне важно. Во-вторых, морские ветры и волны безжалостно трепали полотнища и знамена приходили в негодность за считанные недели, их требовалось заменять новыми – а культура почитания знамени предполагает, что знамя должно быть одно и сохраняться предельно долго. В-третьих, флоты состояли из многих кораблей, действовавших вместе и, следовательно, необходимо, чтобы все эти корабли были отмечены одним и тем же символом, дабы ясно продемонстрировать какой стране эти корабли принадлежат.
Так требования морского дела привели к рождению нового символа – флага. Можно сказать, что флаг является «сыном» знамени, что культура флагов развилась из культуры знамен. Но флаги имеют и принципиальные отличия от знамен, требующие выделять флаги в особый тип геральдических знаков.
Отличия флагов от знамен группируются по следующим отделам: особенности конструкции, особенности применения и почитания, особенности владельцев.
Особенности конструкции флагов сводятся к следующему. Во-первых, Флаг должен быть хорошо узнаваем с большого (многокилометрового) расстояния. В связи с этим композиция флага должна быть очень проста: полотнище одного цвета, полотнище состоящее из двух-трех разноцветных частей (полос), либо полотнище одного цвета с одной-двумя крупными и четко очерченными фигурами на нем.
Во-вторых, флаг – это полотнище и только оно. В отличие от знамен, представляющих собой нераздельный комплекс (полотнище, древко, атрибуты древка), флаг, который должен подниматься на самых разных объектах на море и на суше, не имеет никаких других составных частей кроме полотнища. Древко, его украшения могут использоваться для флага, но они не входят в его состав и не играют никакой роли, кроме роли технического средства для размещения на нем флажного полотнища.
Особенности применения и почетания флагов обуславливаются практикой их использования. Флаги поднимаются на самых разных объектах, долгое время остаются под открытым небом, их треплют ветры, поливают дожди, загрязняют пыль и осадки. В этой связи полотнища флагов периодически требуют стирки и чистки, а со временем выходят из строя. Поэтому в существовании флагов четко различаются два периода: когда флаг находится «на службе» и когда он «не служит». «Служащим» считается флаг поднятый на флагштоке, закрепленный на древке, вывешенный или как-то иначе используемый публично. В это время флаг выполняет свою знаковую функцию и является объектом почитания. Но когда флаг спускают с флагштока или снимают с древка, «служба» флага прекращается: его без всяких церемоний отправляют с стирку, ремонт или химчистку, утилитарно транспортируют или хранят на складах, наконец, отслужившие свой срок полотнища утилизуют. Количество воспроизведений одного и того же флага никак не ограничено, не имеют значения и размеры флага: полотнище флага может быть и многометровым по длине и ширине, и совсем крошечным, в несколько квадратных миллиметров.
Все эти качества решительно отличают флаги от знамен: знамена не имеют копий и существуют в единственном экземпляре, знамя является объектом почитания всегда, во всех ситуациях, знамена не сменяются и даже если беспощадное время превратило знамя в древко с несколькими изодранными лоскутками, оставшимися от полотнища, знамя все равно продолжает использоваться и почитаться, а если его техническое состояние уже вовсе не допускает применения на практике, то знамя не утилизуется, а с почетом сдается для постоянного хранения в музей, храм или арсенал.
Наконец, особенности владения флагами. Если знамена традиционно были и остаются ныне знаками небольших корпораций (отряда воинов, подчиненных одному рыцарю, воинской части (роты, полка или батальона), небольшого общественного объединения), то флаги родились как знаки самых больших общественных корпораций, которые только существуют на свете – государств. Знамя может существовать только у такой корпорации, все без исключения члены которой могут собраться вместе вокруг этого одного единственного знамени. Граждане (или подданные) одного государства, естественно, не могут все до единого собраться вокруг одного флага, и именно этим объясняется то, что флаги допускают многочисленное тиражирование своих полотнищ.
Флаги появились как символы государств, но со временем флагами стали обзаводиться и более узкие корпорации (хотя, тем не менее, также весьма крупные). Уже в XVII-XVIII вв. некоторые страны, обладавшие многочисленным военным и гражданским флотом, обнаружили, что пользоваться одним флагом для всех кораблей неудобно: необходимо не только показать флагом какой стране принадлежит судно, но и обозначать военное оно или гражданское. Так появились военно-морские флаги – флаги, отличающие военные корабли от гражданских.
Удобство флагов для передачи информации, быстро оцененное на флоте, привело к рождению и принципиально нового класса флагов – сигнальных. Такие флаги уже не окружались никаким почитанием и служили простыми средствами сообщения информации на расстоянии: каждый флаг обозначал определенный сигнал (например: прибавить парусов, встать на якорь, совершить поворот и т.д.) и поднимался на командирском корабле с тем, чтобы весь подчиненный командующему отряд выполнил определенный маневр. Могли служить флаги и иным, не только командным, целям: так, на английском флоте черный флаг означал что на судне имеются опасные заразные больные, красный – что судно просит помощи, желтый – что на корабле совершается смертная казнь, белый с крестом – что производится богослужение.
Довольно долгое время флаги оставались принадлежностью исключительно флотской культуры. На суше, вплоть до середины XIX века, флаги почти не применялись. Конечно, существовали исключения. Так, например, присоединение вновь открытой земли к какому-либо государству обычно сопровождалось поднятием на этой земле государственного флага. Крупные общественные движения и политические потрясения иногда сопровождались распространением флажной культуры (так, в Нидерландах в пору борьбы с Испанией за независимость в XVII веке довольно широко применялись оранжевые и, в меньшей степени, трехцветные – оранжево-бело-синие флаги; в Северной Америке в пору борьбы за независимость от Великобритании активно использовались различные варианты флага Соединенных Штатов).
Первым флагом, получившим по настоящему широкое распространение на суше, стал флаг революционной Франции, появившийся в пору Великой французской революции 1789 года и остающийся государственным символом Французской Республики до наших дней. Флаги других европейских государств формируются и начинают широко применяться позже – в середине – второй половине XIX века. И только в начале прошлого, ХХ столетия, государственный флаг стал непременным атрибутом любой суверенной страны.
Распространение флагов способствовало и увеличению их многообразия. В конце XVIII – начале XIX веков стали складываться национальные флаги. Сегодня их часто смешивают с государственными, но между национальным и государственным флагом существуют серьезные различия. Национальные флаги появлялись на тех территориях, где народы, говорившие на одном языке, имевшие сходную культуру, волею исторических судеб оказывались живущими в многочисленных разрозненных государственных образованиях. Когда возникали идеи об объединении всех этих народов в единое национальное государство, возникал и символ этой идеи – национальный флаг, флаг служивший символом общего стремления, общего дела разделенного народа. Случалось, что со временем, когда единое национальное государство наконец создавалось, национальный флаг устанавливался в качестве государственного (как, например, флаг современной Германии).
Существовал и иной механизм возникновения национальных флагов: когда народ, живший под властью чужого государства, начинал использовать некий флаг в качестве знака борьбы за независимость, стремления к национальному самоопределению. Если подобные народы добивались государственной независимости, они, нередко, также утверждали национальные флаги как государственные (такова история флагов Соединенных Штатов Америки, Польши, Финляндии и других стран).
Наконец, существуют и вполне «мирные» национальные флаги – флаги культурных национальных автономий, национальных меньшинств, землячеств и т.д.
Временем расцвета флажной культуры является ХХ век, особенно его вторая половина. В это время флагами начинают обзаводиться самые разнообразные корпорации: общественные движения, армии и их составные части, государственные учреждения и их подразделения, официальные лица, международные и общественные организации, предприятия, территории, города, университеты, школы и многие-многие другие. В ХХ веке флаги стали одними из на наиболее востребованных видов геральдических знаков, их широкое распространение и применение продолжается и в наши дни.
Разнообразие флагов породило и определенную их иерархию. Наиболее значимыми, заслуживающими высших почестей и внимания остаются ныне государственные флаги – старейшие и важнейшие среди всех многочисленных флагов наших дней, за каждым из которых – долгая история, неразрывно связанная с главными этапами судьбы тех стран, которые пользуются честью носить эти флаги.
История государственных флагов неразрывно связана с историей флотов и Россия не является исключением из общего правила. Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли.
Создателем российского флота считается Император Петр Великий. Однако обратимся к предисловию первого российского Морского устава, написанному самим Петром: «… у нас намеренное и начатое корабельное строение от Царя Алексия …, но Сыну Его Величества Петру Первому .. быти автором сего дела. И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однакож достойное оно есть вечнаго прославления; понже и довольно нам являет, каковаго духа был оной Монарх, и от начинания того, аки от доброго семени произошло нынешнее дело морское.» Сам Петр Великий в главном морском документе своего времени объявлял и старательно подчеркивал, что он является не начинателем, но лишь продолжателем дела созидания флота, истинное начало которому положил его отец – царь Алексей Михайлович.
Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича за пять лет до рождения Петра Великого – в 1667 году. Строились корабли в селе Дединове на реке Оке, с тем чтобы впоследствии по Оке и Волге отвести их в Астрахань, где суда должны были приступить к службе по охране купеческих караванов на Каспийском море и Нижней Волге от пиратских нападений. Для строительства были вызваны из Голландии мастера, плотники и матросы. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.
Для кораблей необходимы были флаги. И 9 апреля 1668 года состоялся указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, построенные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Второе предположение представляется более обоснованным. Главным доказательством здесь служит то обстоятельство, что именно полосатый бело-сине-красный флаг использовался Петром I во время его первых опытов кораблестроения и первого морского похода в 1693 году. Суда для этого похода готовил один из участников строительства «Орла» - констапель Карстен Брант, а сам Петр всегда старательно подчеркивал преемственность своих начинаний с делами отца – царя Алексея Михайловича – и в этой связи вполне вероятно, что именно полосатый флаг использовался на первых русских судах и был воспринят от них Петром I в 1693 году.
Нельзя забывать и о том, что строителями первых русских кораблей были голландцы, они же составили и их команды. Русские не знали корабельного искусства и полностью доверились голландским мастерам во всех вопросах создания кораблей. Вполне вероятно, что когда пришло время создания флага и были определены цвета, которые надлежит в нем использовать – белый, синий и красный – голландские мастера создали флаг согласно традиции, принятой на их родине, бывшей в то время великой морской державой. Флаг Нидерландов того времени был полосатым, красно-бело-синим (вместо красной также часто использовалась оранжевая полоса). Вполне вероятно, что согласно голландской традиции, российский флаг также был составлен из трех горизонтальных полос, а для четкого отличия российского символа от голландского был применен простой, но весьма эффективный прием: иное расположение цветовых полос.
История первых русских кораблей была короткой. В 1670 году они пришли в Астрахань, но так и не успели приступить к боевой службе: в том же году Астрахань была захвачена бандами известного разбойника и пирата Степана Разина и стоявшие в ней корабли сожжены. Вместе с кораблями погибли и их флаги, но память о первом российском государственном бело-сине-красном флаге осталась.
В 1688 году произошло совсем крохотное, частное событие, последствия которого кардинальным образом сказались на истории нашей страны. Юный царь Петр I, гуляя по дворцовым амбарам в подмосковном селе Измайловское нашел полуразваленный английский бот (большую парусную лодку), заинтересовался им, узнав, что бот может ходить под парусами как по ветру, так и против ветра, приказал отыскать Карстена Бранта и восстановить находку. Вскоре Петр уже плавал на ботике и учился ходить под парусами. Страстно увлекшись парусным делом, царь добился разрешения матери перевезти ботик на Переяславское озеро, где в скором времени были построены и новые суда. С этих юношеских забав началась история российского флота.
Флот нуждался в главном опознавательном знаке – флаге – и флаги не замедлили появиться на «потешных» кораблях Петра I. Неизвестно использовались ли флаги на ботике, но знаменательно, что на бортах ботика поместили горизонтальные белые, синие и красные полосы. Суда Переяславской флотилии имели флаги, сведений как они выглядели не сохранилось, но приобреталась для них белая, синяя и красная материя в равных количествах.
В 1693 году Петр пожелал увидеть настоящее море. Небольшой отряд специально построенных малых судов спустился по Северной Двине к Белому морю и совершил поход на Соловецкие острова. В этом путешествии Петром I использовался флаг, сохранившийся до наших дней (в конце путешествия Петр подарил флаг со своего судна в один из архангельских монастырей, где тот сохранялся до начала XX века, а затем поступил в Военно-морской музей в Петербурге, где находится и сегодня). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из равных горизонтальных белой, синей и красной полос. В центре полотнища – герб России: золотой двуглавый орел под тремя коронами со щитом со всадником на груди. Этот флаг получил название «Флаг царя Московского» и до начала XVIII века исполнял одновременно функции российского государственного флага и личного флага (штандарта) Петра I. Этот флаг использовало Великое посольство, путешествовавшее по Европе в 1697-98 гг. (кстати, одной из официально поставленных посольству задач была закупка белой, синей и красной материи для корабельных флагов), на основе этого флага было сделано знамя Петра I, с которым он в 1700 г. выступил в первый поход Северной войны – под Нарву (после сокрушительного разгрома русских войск шведами это знамя было захвачено и ныне храниться в Стокгольме в Королевском военном музее).
Однако, «Флаг царя Московского» был не единственным флагом, применявшимся в 1690-х – 1700-х гг. То время было временем напряженного поиска, первых, пока еще хаотических, попыток реформирования Петром I нашей страны. Флот и, конечно, его флаги занимал в работе Петра первое и главное место. Сохранилось немало различных упоминаний о флагах первых российских кораблей, собственноручные проектные рисунки Петра I. В 1697-1700 на первых русских военных кораблях употреблялись полосатые бело-сине-красные флаги. Первые торговые корабли должны были использовать белый флаг с двуглавым орлом, однако упоминаний о действительном использовании такого флага не сохранилось: уже с конца 1690-х гг. российские торговые корабли ходят под бело-сине-красным флагом.
Последний год XVII века – 1700 – стал поворотным в деятельности Петра. Испытав жестокий разгром своей армии под Нарвой, царь не смирился с поражением и с невероятной энергией взялся за преобразование России, прежде всего – создание регулярной армии и военного флота, необходимых для продолжения войны со Швецией. Постепенно беспорядочные усилия Петра становились все более систематизировавнными и продуманными, отдельные начинания складывались в глубокие, комплексные реформы. Это отразилось и на флагах.
Около 1700 года складывается твердая основа флажной системы России. Петр отказывается от «Флага царя Московского» и принимает в качестве своего штандарта принципиально новый флаг: желтое полотнище с черным двуглавым орлом, держащим в клювах и лапах карты четырех морей. В качестве флага военного флота утверждается Андреевский флаг и флаги, построенные на его основе (дело в том, что при Петре I Андреевский флаг не понимался как флаг всего флота: считалось, что флот состоит из трех частей: кордебаталии, авангарда и ариергарда, каждая из которых имеет свой флаг; Андреевский флаг служил флагом главной части флота – кордебаталии, флагом авангарда являлось синее полотнище в крыже (верхнем углу у древка) которого размещался белый прямоугольник с синим Андреевским крестом), а флагом ариергарда – такой же флаг, как у авангарда, но красного цвета – примечательно, что все морские флаги построены только из цветов российского государственного флага – белого, синего и красного), а полосатый бело-сине-красный флаг сохраняется как флаг гражданских (торговых) судов. Юридически положение бело-сине-красного флага, как флага гражданского флота было зафиксировано в указе от 20 января 1705 года, а позднее подтверждено главным морским законодательным актом России - Уставом Морским 1720 года (значение данного устава было гораздо шире, чем простого документа о порядке военной морской службы: Устав Морской определял все основы мореплавания, служил образцовым законодательным актом, к которому нередко обращались и сухопутные службы; в основных позициях Устав Морской оставался в силе до 1917 года, и хотя ныне этот Устав не считается действующим законодательным актом, современное законодательство о морском деле и военно-морской службе повторяет ряд его основных положений).
Итак, с начала XVIII века бело-сине-красный флаг оказался связан с российским торговым флотом. Эта связь сохранялась неразрывной до 1917 года, и с самого момента восстановления российского суверенитета в 1991 году торговые суда нашей страны вновь подняли бело-сине-красный флаг. В обиходе и официальной документации XVIII – XIX вв. этот флаг называли «торговым», «гражданским», иногда – «купеческим». Следует задаться вопросом: в какой мере такой флаг может рассматриваться как государственный? Как главный флажный символ страны?
Здесь нам нужно вернуться к началу очерка. Вспомним: государственные флаги появились именно как морские флаги. Вначале под ними стали ходить военные корабли, потом – торговые. В этой ситуации крупные морские державы, имевшие весьма многочисленные торговые флоты, пошли по пути создания дополнительного морского знака – флага военного флота. Такой флаг был необходим потому, что, во-первых, военные корабли терялись среди многочисленных торговых судов, а, во-вторых, согласно морскому праву военные корабли находились на особом положении: военный корабль в определенных условиях мог предъявлять требования к судам других стран, при враждебных действиях мог отвечать огнем без предупреждения. Так появились особые флаги – флаги военного флота, рассматривавшиеся как второй по значимости флажный государственный символ. Государственный флаг, которому принадлежало первое место, указывал на национальную принадлежность судна, а военный – на национальную принадлежность и, одновременно, принадлежность к военному флоту.
В России флот создавался прежде всего для военных нужд. В течении всего XVIII века русские торговые суда были немногочисленны и на морях военный Андреевский флаг встречался чаще, чем государственный бело-сине-красный. Тем не менее, иерархия флагов сохранялась: на принадлежность к России указывал именно бело-сине-красный флаг.
Флаги родились на море и до XIX века оставались принадлежностью главным образом флотской культуры. Тем не менее бело-сине-красное сочетание цветов использовалось в государственной эмблематике России и на суше. Так, с петровских времен до 1740-х гг. знаком различия офицеров сухопутной армии служили чрезплечные шарфы, состоявшие из белой, синей и красной полос. Встречались сочетания белого, синего и красного цвета при оформлении государственных церемоний и дворцовых праздников. Однако, время распространения государственных флагов на суше еще не пришло (и не только в России – это было характерно для всей Европы). В этой связи необходимо заметить, что в наше время нередко можно услышать и даже увидеть в исторических фильмах, как русская армия XVIII – начала XIX века сражается под бело-сине-красным флагом, как таким флагом украшаются улицы в дни праздников. Это, безусловно, не соответствует действительности: в XVIII – начале XIX веков российский флаг не использовался на суше (как и государственные флаги других стран). Неизменным носителем государственного флага оставался только торговый флот.
Событием, которое стало толчком к началу применения государственных флагов на суше, стала Великая французская революция 1789 года и последовавший за ней долгий период революционных, затем – наполеоновских войн, продолжавшийся до 1815 года и затронувший всю Европу и ряд территорий других континентов.
Ко времени революции Франция имела развитую и богатейшую геральдическую традицию. Существовал герб Франции, являвшийся одновременно и гербом Королей Франции, королевское знамя (белое с тремя золотыми лилиями), многочисленные иные гербы, знамена и прочие знаки. Но когда вспыхнула революция, все эти знаки стали ассоциироваться со старым французским миром, тем, что было ненавистно революции, что она стремилась беспощадно разрушить. Бунтующим, воинственным толпам был нужен новый знак, способный продемонстрировать их приверженность революции, их единство и стремления. Знак этот должен был быть простым, доступным и удобным для демонстрации. Здесь не годились гербы или эмблемы, не годились и знамена, каждое из которых являлось святыней и имело оригинальное оформление полотнища. И тогда в буре революции родился флаг революции – ставший национальным, затем государственным флагом Франции и сохраняющийся как государственный символ этой страны доныне. Флаг был очень прост: прямоугольное полотнище из трех вертикальных полос: синей (у древка), белой (в середине) и красной. Считалось, что эти цвета символизируют идеи революции – свободу, равенство и братство. Сочетание этих трех цветов (в принципе, тех же, что у России, но в ином сочетании и порядке расположения) стало истинным символом революции: приверженцы революции носили сине-бело-красные кокарды, в синие мундиры с белой и красной отделкой оделась революционная армия. И, конечно, повсюду где бунтовали толпы, где воевала армия, где происходили революционные церемонии и праздники развевались сине-бело-красные флаги.
Французская революция поднялась против единовластия короля, но кончилась тем, что власть во Франции вновь оказалась в руках одного человека: генерал революционной армии Наполеон Бонапарт стал единоличным правителем и в 1805 году объявил себя Императором Франции. Выдающийся государственный деятель и тонкий политик, Наполеон сохранил революционную эмблематику для своей Империи: его армия по-прежнему носила синие мундиры, а ее знамена строились на основе сине-бело-красного флага. Сам по себе флаг при Наполеоне несколько отошел в тень, однако сохранялся как общий символ всех французов, всей Франции.
Революционная Франция и сменившая ее наполеоновская Империя были крайне агрессивны. С 1790-х годов Европа вступила в череду бесконечных войн, в которых Франция долгое время оставалась победительницей. Противостоять мощи Франции могли только единые, сильные государства, направившие усилия всего народа на борьбу с агрессором. В этих условиях в странах, сражавшихся с Францией, получили распространение идеи национального единения и, в частности, стали зарождаться единые национальные символы, доступные каждому, легко применимые в любой ситуации – государственные флаги и гимны. Флаги еще не получили такого распространения, как во Франции, однако именно в эти годы родился национальный черно-красно-желтый флаг Германии, начал применяться на суше флаг самого непримиримого борца с Францией и постоянного вдохновителя антифранцузских коалиций – Великобритании. Это были еще только зачатки, первые шаги культуры государственных флагов, и они, хотя и в весьма малой степени, но все же коснулись России.
Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны, по-прежнему, с флотом, но они носили уже совершенно новое качество. В начале XIX века русским военным флотом было совершено несколько крупных географических экспедиций, в ходе которых были открыты новые земли, провозглашенные владением России. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. Но в 1806 году было положено начало новой традиции: русская морская экспедиция, обследовавшая побережье Южного Сахалина, в знак присоединения этой новой земли к России подняла на берегу залива Анива два флага: Андреевский и бело-сине-красный. Применение двух флагов в данном случае весьма символично: Андреевский флаг указывал на то, что заслуга открытия новой земли принадлежит военному флоту, государственный флаг – на то, что отныне она считается принадлежащей России. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше. И хотя в подобных случаях бело-сине-красный флаг иногда заменялся другими флагами, именно он оставался главным символом принадлежности земель к России и именно к нему относилась гордая фраза Императора Николая I «Однажды поднятый русский флаг спускаем быть не должен».
Тот же 1806 год чрезвычайно важен еще и потому, что в этом году впервые было явно продемонстрировано, что именно бело-сине-красный флаг считается основным российским флагом за рубежами нашей страны. В ходе Русско-Турецкой войны 1806-1812 гг. в Средиземном море действовала русская эскадра адмирала Д.И. Сенявина. Когда эскадра в 1806 вошла в Адриатическое море и приблизилась к побережью Далмации, приморская страна Черногория подняла восстание, направленное одновременно против турок и французов. Действуя в союзе с Россией, черногорцы в качестве знака восстания использовали флаг из красной, синей и белой горизонтальных полос – флаг российских цветов, но с оригинальным расположением полос.
Эта тенденция – использования южными славянскими государствами, боровшимися за свою независимость от Турции и Австро-Венгрии, цветов российского флага получила широкое развитие несколько позже: в 1830-70-х гг. Россия традиционно поддерживала стремление южных и западных славян к независимости, и в знак солидарности с Россией, общего дела и общей борьбы южные и западные славянские государства в 1830-70-х годах строили свои флаги на основе российских цветов. Возникший в 1835 году флаг Сербии точно повторял российский, но с обратным расположением цветов: красная полоса вверху, синяя в центре, белая внизу. Флагом Хорватии в 1840-х гг. стало полотнище из красной, белой и синей полос с расположением в центре государственного герба. Чехия приняла флаг из белой и красной горизонтальных полос и синего угла у древка. Словакия и Словения точно повторили российский флаг, но разместили в крыже изображения своих национальных гербов. Точным повторением российского флага был в 1870-х гг. флаг Болгарии, но в 1878 г. для отличия его от российского среднюю синюю полосу заменили на зеленую. Все эти флаги и сегодня являются государственными флагами современных государств: Сербии, Словакии, Словении, Чехии, Хорватии, Болгарии.
В самой России бело-сине-красный флаг в первой половине XIX века практически не использовался. Отдельные случаи применения флага или цветов флага для праздничных украшений начинают встречаться в царствование Императора Николая I. Когда дочь Николая I великая княжна Ольга Николаевна вышла замуж за короля Вюртембергского, для нее – теперь королевы Вюртемберга – был создан специальный штандарт, в основу которого, согласно воле Николая I , были положены русские национальные цвета – белый, синий и красный.
Впервые широкое распространение русский государственный флаг получил в годы тяжелой и безуспешной для России Восточной (Крымской) войны 1853-56 гг. Война началась как борьба России с Турцией за освобождение балканских славян, но вскоре Россия оказалась в противостоянии с коалицией Турции, Великобритании, Франции и Сардинии и вынуждена была вести борьбу на своей территории. Патриотический подъем всколыхнул всю страну и флаги национальных бело-сине-красных цветов получили широкое распространение в самых разных случаях и воплощениях.
В 1856 г., вскоре после окончания войны, состоялась коронация нового Императора – Александра II. По случаю коронации Москва была богато украшена самыми различными средствами, и впервые заметную роль в городских украшениях играли бело-сине-красные флаги и композиции из белых, синих и красных полотнищ.
Начавшееся в 1850-х годах широкое распространение на суше государственного бело-сине-красного флага было несколько заторможено в 1858 году. В середине 1850-х годов руководство геральдическими делами России сосредоточилось в руках управляющего Гербовым отделением Департамента герольдии Правительствующего Сената барона Б. Кёне. Сделав немало позитивного и полезного, Кёне, вместе с тем, привнес в российскую геральдику несколько чуждых ей черт. Будучи сухим формалистом Кёне возводил в абсолют теоретические геральдические правила, считал не достойной внимания историческую знаковую традицию, являющуюся истинным основанием геральдики, и без колебаний шел на изменения любых знаков, не отвечавших его представлениям о геральдической «правильности».
Кёне принадлежала инициатива изменения российского государственного флага. Кёне считал, что государственные флаги должны строится исключительно на основе гербов: в композиции флага следует использовать только те цвета, какие имеются в гербе, и располагать их в порядке старшинства, свойственном гербовым фигурам. Правило это, в основе своей вполне разумное, имеет, однако, важную специфику применения: его уместно использовать тогда, когда флаг создается заново, когда владелец флага не имеет исторических флагов, не обладает многодесятилетней традицией использования флага. Ко времени деятельности Кёне история российского флага насчитывала уже почти два века, однако Кёне не счел ее достойной внимания и сконструировал новый флаг. Конструкция его осталась прежней – полотнище из трех равных горизонтальных полос. Однако цвета полос изменились и были приведены в соответствие с цветами герба. Верхняя полоса стала черной – так как черным был цвет главной фигуры государственного герба, двуглавого орла. Средняя полоса получила желтый цвет – так как поле государственного герба было золотым. И нижняя полоса – белый цвет, соответственно серебряному цвету всадника на груди двуглавого орла.
Император Александр II, обремененный громадными трудами по устройству послевоенной, находившейся в сложнейшем социальном, государственном, международном, экономическом и финансовом положении России, принял на веру мотивировки Кёне и 11 июня 1858 года утвердил новый российский государственный флаг – черно-желто-белый.
Будучи геральдистом-формалистом, Кёне не продумал до конца вопросы применения нового флага. Коль скоро черно-желто-белый флаг был утвержден в качестве государственного, следовало установить, что он применяется во всех случаях, в том числе и в качестве флага торгового флота. Однако флаг торгового флота – бело-сине-красный был сохранен без изменений. Таким образом, Россия получила три государственных флажных символа: главный, государственный флаг стал черно-желто-белым, государственный флаг торгового флота остался бело-сине-красным и государственным флагом военного флота по-прежнему служил Андреевский флаг.
Ситуацию с флагами осложняло то, что под влиянием Кёне были сделаны шаги к тому, чтобы ввести два понятия: государственный флаг и флаг национальный. Государственный флаг – черно-желто-белый – должен был служить официальным целям: подниматься над государственными учреждениями, представлять Россию на международных встречах и т.п. При этом бело-сине-красные цвета не оставались принадлежащими одному только торговому флоту. «Обывателям» - как в то время обобщенно называли лиц не состоящих на государственной службе – в дни праздников, или в иных случаях необходимости демонстрации принадлежности к России предписывалось использовать бело-сине-красные флаги. Таким образом, черно-желто-белый флаг понимался как флаг российской государственности и государственной власти. Бело-сине-красный же, как флаг российского народа, общий знак единства.
Традиция сосуществования национального и государственного флагов известна во многих странах. Однако, она является гармоничной и практически полезной только в тех случаях, когда формируется естественным путем, в ходе долгих лет развития исторического процесса. В России в 1858-59 гг. разделение государственного и национального флагов было произведено искусственно, в порядке формальной инициативы «сверху». И это неизбежно привело к тому, что ситуация с флагами оказалась неоднозначной, непонятной и запутанной. Черно-желто-белый флаг употреблялся редко, был мало известен, не приобрел известности и распространения. Но и распространение бело-сине-красного флага оказалось искусственно сдержано. Теперь традиционный русский флаг применялся в основном на праздниках, гуляниях, ярмарках, при оформлении катков, купален, мест публичных прогулок, и таким образом воспринимался более как декоративный праздничный атрибут, чем как государственный символ.
Двусмысленная ситуация с государственным флагом была разрешена при приемнике Александра II – императоре Александре III. Искренний и глубокий патриот России, знаток и ценитель русской истории и культуры, Александр III, заняв престол после трагической гибели отца в 1881 году, счел необходимым возвратить нашей стране ее традиционный флаг. Уже с 1882 года черно-желто-белый флаг перестает употребляться, отдавая место бело-сине-красному. А 7 мая 1883 года, накануне коронации Александра III, состоялось юридическое восстановление российского государственного бело-сине-красного флага: Высочайшим повелением было установлено: «В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета». Дни коронации Александра III (8-12 мая 1883 года) стали торжеством бело-сине-красного флага: гигантские российские флаги были развешены через каждые 20 метров по пути шествия коронационной процессии, бессчетные флаги украшали Москву, белым, синем и красным цветом осветили ночью дворцы и соборы Московского Кремля 18 удивительных для того времени технических новинок – «электрических солнц» (прожекторов).
В царствование Александра III бело-сине-красный флаг повсеместно использовался в качестве государственного. Однако, не был выполнен формальный юридический акт – отмена черно-желто-белого флага. И хотя этот флаг практически не использовался, формально он все еще мог считаться государственным наравне с бело-сине-красным. На это обстоятельство обратили внимание при подготовке коронации преемника Александра III – Императора Николая II. Для окончательного решения вопроса о государственном флаге России в 1896 году было созвано Особое совещание при Министерстве юстиции. В работе совещания приняли участие многие крупные специалисты по российской геральдики, вышел целый ряд значительных исследований по российской флажной истории. Совещание приняло окончательное решение: государственным (или, как его часто называли в то время «народным») флагом для России является исторический бело-сине-красный флаг. Именно этот флаг использовался с 1896 года во всех официальных и праздничных случаях.
В 1914 году Россия вступила в Первую Мировую войну. Начало войны сопровождалось широчайшим патриотическим подъемом. Бело-сине-красные флаги поднимались по всей стране. Это был удивительный момент народного единства, согласия и содействия царя и народа, всеобщего вдохновения, готовности к жертвам и трудам ради общей победы. Кто мог знать, что всего через два с половиной года Россия погибнет в хаосе революции, что ее ждут неслыханные ужасы Гражданской войны и большевистской диктатуры.
Отвечая на национальный подъем, правительство в первые дни Мировой войны (которую тогда называли «Второй Отечественной войной» и считали столь же справедливой и всенародной, как Отечественная война 1812 года) приняло ряд мер, направленных на поддержание народного единства. В частности, в августе 1914 года был введен в употребление особый флаг. Этот флаг представлял собой российский бело-сине-красный флаг в крыже (верхнем углу у древка) которого располагался императорский штандарт – черный двуглавый орел на желтом поле. Флаг этот, призванный продемонстрировать единство царя и народа, получил название «флага для использования в частном быту» и предназначался для свободного неофициального использования всеми россиянами по их усмотрению. В годы войны и государственный – бело-сине-красный, и «частный» - бело-сине-красный с императорским штандартом в крыже – флаги получили широкое распространение и использовались в самых разных ситуациях.
Роковой 1917 год открыл страшную и кровавую страницу нашей истории. Временное правительство, захватившее власть в феврале 1917 года, изменило герб и гимн России, но традиционный бело-сине-красный флаг был сочтен историческим всенародным символом и сохранен. Однако, власть Временного правительства была непрочной и недолгой в октябре 1917 года Временное правительство было свергнуто.
Символическому утверждению своей власти большевики отводили первостепенно важное значение, и здесь, как во всякой революции, особое место принадлежало прежде всего флагу. Символом левых экстремистов с середины второй половины XIX века служило красное полотнище (оно имело и толкование – полотнище цвета крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи). На основе этого партийного символа и была создана символика нового советского государства.
Первый флаг РСФСР был утвержден в 1918 году. Он представлял собой красное полотнище. В окантованном желтым кантом крыже располагались крестообразно буквы «РСФСР», а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская советская федеративная социалистическая республика». Этот флаг был первоначально принят как единый: и государственный, и военный, и морской (в том числе военно-морской). С 1922 года РСФСР вошла в качестве составной части в единое государство – СССР –.
В 1954 году флаг РСФСР изменился. Основным цветом полотнища остался красный. Вдоль древка была пущена синяя вертикальная полоса. А в крыже на красной части полотнища поместили государственную эмблему СССР – желтые серп и молот под контурной пятиконечной звездой.
В конце 1980-х годов, когда российское общество всколыхнулось, вопрос о российском флаге вновь встал со всей остротой. Уже в 1988 году демократические движения – клуб «Перестройка», организация «Демократический союз» и другие начали использовать традиционный российский бело-сине-красный флаг. А в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. Было ясно, что Россия больше не является коммунистическим государством и следовательно партийная коммунистическая символика (в том числе флаг) не может служить ее государственными символами. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном гербе России вызвал горячие споры, но проблема флага была решена быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей и этот флаг должен был вернуться к своей стране.
15 декабря 1990 года состоялось решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красный флаг вернулся к нашей стране. При спешной подготовке утверждающих флаг документов, неаккуратно обошлись с терминами и флаг получил несколько странное название: «Официальный национальный флаг РСФСР». Неточно были определены размеры полотнища (установлено соотношение сторон 1:2, как у советских флагов, в то время как российский флаг, как и подавляющее большинство флагов стран мира, имел отношение ширины к длине 2:3), неудачно описаны цвета полос: белая, голубая (в то время, как российский флаг всегда имел синюю центральную полосу) и алая (а не традиционная красная). Но малые юридические недочеты не имеют никакого значения в сравнении с самим событием, произошедшим в 1990 году: Россия, вновь обретшая облик человечной, правовой страны, немедленно восстановила свой исконный, бело-сине-красный флаг.
В следующем 1991 году описание юридические проблемы были разрешены: описание флага внесено в Конституцию РСФСР, флаг получил название Государственного флага России, полосы были описаны как белая, синяя и красная. Лишь размеры оставались по прежнему необычными – 1:2.
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Конституцией устанавливалось, что Российской Федерации имеет государственные символы, в частности, флаг, который должен быть установлен специальным федеральным конституционным законом. Поскольку принятие закона задерживалось, а прежняя конституция (которая устанавливала флаг с 1991 года) утратила силу, дабы Российской Федерации не оставалась без государственного символа Президент России Б.Н. Ельцин утвердил трехцветный бело-сине-красный флаг своим Указом, назначенным действовать до принятия необходимого закона. Этим указом флаг, наконец, был правильно описан, установлено традиционное соотношение его сторон – 2:3, а также утверждено Положение о флаге, определявшее основные правила его использования. Процесс законодательного оформления Государственного флага был завершен 25 декабря 2000 года, когда накануне нового века и нового тысячелетия был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации», подтвердивший существующий бело-сине-красный флаг и уточнивший порядок его использования.
Исторический путь российского государственного флага долог – он насчитывает уже более трех веков, в 2018 году мы сможем отпраздновать 350-летний юбилей нашего государственного символа. От первого появления на российских военных кораблях в 1668 году до наших дней флаг пережил немало перипетий, но он всегда служил России, являлся материальным выражением ее имени, и в этом качестве продолжает служить доныне.
ВРЕМЯНЕЖДЁТ: СКАЗАНО - СДЕЛАНО!
![](http://vnz.ru/spravki/img/lz.jpg)